Фасад как оберег и художественная ценность: мнение эксперта
Архитектура фасада состоит из большого числа взаимосвязанных элементов, которые совместно создают единое представление о доме. Внимательный зритель, если будет рассматривать все эти декоративные детали, сможет прочесть по ним историю дома или почувствовать особую идентичность места.
Порой фасадные элементы приобретают символическое значение, как в Скандинавии, где встречаются элементы в виде мифических созданий из народного эпоса. Ещё один пример — горгульи. Эти крылатые каменные чудовища давно стали больше, чем просто архитектурный декор — они создают художественный образ истории стран Западной Европы. А в Индии искусству скульптуры во все времена уделялось большее значение, чем архитектуре, поэтому их храмы — это многоуровневые композиции из декоративных элементов.
Немаловажно, что декоративные скульптуры на фасаде стали не только элементом украшения, но и признаком высокой строительной культуры. Культуры, которая свойственна наиболее значимым архитектурным объектам, существующим сквозь разные эпохи — музеи, соборы, театры. Встречаются примеры и жилой архитектуры, выполненной с большим вниманием к деталям и мастерством.
Сегодня такие дома — уникальные архитектурные памятники. Этот статус во многом связан с их фасадами, которые наполнены декоративными элементами со своей необычной историей. Архитектурные детали — своеобразный шифр, объединяющий дома разных времён.
Особенно много декорированных фасадов жилых домов можно встретить в районе старого Арбата. В Плотниковом переулке находится доходный дом 1907 года по проекту архитектора Н.И. Жерихова. На нём в окружении муз изображены знаменитые русские писатели: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Л.Н. Толстой. В Калошином переулке встречаются медальоны с застывшими в танце античными девами — это жилой дом начала ХХ века, построенный архитектором М.О. Лопыревским. Неподалёку, напротив театра им. Вахтангова, расположился Дом Актёра, покой которого охраняют две статуи грозных рыцарей.
К театру примыкает здание, которое благодаря маскам Commedia dell’Arte на фасаде будто бы продолжает задумку архитектора. Изобилие изящно выполненных лиц даёт нам ощущение того, что этот объект сошёл с открытки времён ар-деко. Но это не совсем так —