Владимир Кузьмин — об арт-объектах в городе и искусстве в целом
У нас в гостях Владимир Кузьмин — архитектор-дизайнер, сооснователь и руководитель бюро «Поле-Дизайн». Он же — модератор секции «Городской арт» и куратор зоны «Арт-объект — новое «лицо» районов» выставки «Город: Детали», которая пройдёт с 26 по 28 марта в 75-м павильоне ВДНХ.
— Давайте начнём с главного и не самого очевидного: что такое арт-объект в городе и зачем он нужен?
— Это вопрос, с которым нужно разобраться. Когда мы используем английский термин «арт-объект», сразу возникает многозначность, а с ней и путаница. «Арт-объектами» любят называть всё, так или иначе связанное с творческим подходом, сюда причисляют и дизайн-объекты, например выразительные скамьи или перголы, граффити, какие-то уникальные решения детских площадок и собственно самостоятельные объекты искусства в городе. Если мы используем русский аналог сочетания «арт в городе» — «искусство в городе», то само слово «искусство» задаёт сразу какую-то очень высокую планку, все ожидают Большого Искусства — внушительных бронзовых скульптур как минимум. При этом современное искусство в городской среде искусством почти не воспринимается.
Но если разобраться, то арт-объект — это всё-таки самостоятельный жанр, это искусство, которое не несёт прямой функции, которое чаще всего существует отдельно от комфорта городской среды и благоустройства, хоть и может быть частью программы развития территории. Главная функция этих предметов — дарить эмоции, формировать эстетику, художественную составляющую среды.
— В прошлом году на первой выставке «Город: Детали» вы были модератором дискуссии о дизайне и арте в городе. В этом году вы снова будете модерировать дискуссию, кроме того, выступаете куратором целой зоны, отведённой арт-объектам в городе. Что вы думаете об этом?
— В этом году у нас очень интересный набор спикеров и, если все приедут, наверняка получится хорошая дискуссия. Сам факт, что на городских мероприятиях стала подниматься тема искусства в городе, замечателен. Значит, город постепенно «дозревает» до него. Это первая фаза: идеологическая, когда сперва город объясняет себе и горожанам, что искусство нужно повсеместно, формирует почву для его приятия.
Следующей фазой должно стать активное распространение